Все по полочкам: четыре способа расставить обувь. Выкладка кроссовок


Все по полочкам: четыре способа расставить обувь

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что от грамотной выкладки товара в зале зависят продажи. И если ваши продажи кажутся вам недостаточно высокими, возможно, поможет небольшая перестановка. Эксперт и бизнес-тренер в области визуального мерчандайзинга Нина Заславская рассказывает об основных принципах расстановки обуви в торговом зале, об их преимуществах и недостатках.

Не стоит пренебрегать принципами презентации ассортимента в обувном магазине: грамотно их применяя вы сможете влиять на поведение покупателя и вести его в нужном направлении, или, наоборот, отвлекать внимание и создавать условия для спонтанной покупки.

Сразу стоит сказать, что принципы, описанные в этой статье, применимы только к магазинам с ценовым позиционированием в экономическом и среднем сегменте. Магазины класса «люкс» а также, те, кто работает по схеме «весь сток — в зале, товар выносится со склада», руководствуются несколько иными правилами, достойными отдельного материала.

Существует как минимум четыре основных способа расстановки обуви по торговому залу: по маркам, по размерам, по коллекциям и по категориям. У всех этих принципов есть свои особенности и недостатки, которые следует учитывать в каждом конкретном случае.

Расстановка по маркам. Владельцы мультибрендовых магазинов обуви часто считают, что «уж их-то марки хорошо всем известны», поэтому ошибочно полагают, что расстановка обуви по брендам поможет покупателю ориентироваться в товаре. На самом деле обувные марки, которые действительно хорошо знакомы большинству российских покупателей, можно пересчитать по пальцам, и они, как правило, продаются только в фирменных магазинах бренда. Большинство же марок экономического и среднего сегмента известны только профессиональным обувщикам, и именно они, скорее всего, продаются в вашем магазине.

Если вы не уверены, что ваши бренды входят в топ-лист самых узнаваемых в России, не рискуйте с применением расстановки по маркам. Иначе магазин не выиграет в продажах от применения такой выкладки: покупатель просто проигнорирует вашу концепцию, и его действия по поиску товара будут хаотичными.

Используйте расстановку по маркам, если в ассортименте вашего магазина есть хотя бы один бренд высокого уровня узнаваемости, и вы точно знаете, что он привлечет покупателя. Выделите эту марку в отдельный марочный корнер, оформив его брендированными POS-материалами. Оборудование для такого корнера может отличаться от основного оборудования магазина, что позволит отметить зону бренда на общем фоне, создав таким образом своеобразный «магазин в магазине» (shop-in-shop).

Расстановка по размерам была распространена при социализме, а сегодня может использоваться в магазинах эконом-формата и дискаунтерах, которые торгуют остатками или неполными размерными сетками. Для продавца принцип расстановки по размерам полезен тем, что позволяет замаскировать нехватку размеров у отдельных моделей, а покупателю удобен тем, что экономит его время. Клиент, войдя в магазин, сразу подходит к оборудованию со своим размером, и ему не требуется помощь продавца для поиска размера на складе. Недостаток этого способа заключается в том, что если у покупателя «плавающий размер», или точный размер модели не известен, ему придется ходить между двумя стойками в поисках нужного товара. Это может вызывать у покупателя чувство раздражения и ощущение напрасно потраченного времени.

Выкладка по размерам сигнализирует покупателю о том, что цена на данный товар невысока. Поэтому использовать его рекомендуется либо во время распродажи, либо в магазине, не имеющем имиджевых претензий. Кроме того, метод раскладки по размерам подходит только для торговых залов большой площади, так как фактически он представляет собой несколько видоизмененный концепт «весь сток в зале». При планировке магазина по этому способу очень важно, чтобы навигация с размерами была хорошо видна от входа. Что касается деления внутри размерных зон, то в них обувь желательно группировать по принципу «подобное с подобным».

Расстановка по коллекциям. С точки зрения покупателя понятие «коллекция» в обувной сфере весьма условно, ведь в общепринятом понимании коллекция — это набор моделей, которые составляют ансамбль, то есть могут быть надеты вместе. К обуви понятие ансамбля неприменимо, ведь человек не может обуть одну ногу в сапог, а другую — в туфлю на каблуке. Поэтому в обувной сфере под коллекцией понимается набор артикулов (фасонов), объединенных одной цветовой гаммой и материалами, из которых они изготовлены.

Расстановка по коллекциям в обувном магазине осуществляется с помощью дополнительных аксессуаров: сумок, шарфов, ремней, перчаток и других товаров. Этот принцип выкладки будет полезен в магазине, в котором продажи дополнительных аксессуаров составляют значительную долю, что характерно для торговых точек среднего и средневысокого сегмента. Покупатели обувных салонов этого уровня обычно достаточно состоятельны, чтобы одним чеком приобрести пару обуви и сумку. Кроме того, расстановка по коллекциям в обувном магазине ориентирует покупателя на спонтанный выбор, поскольку никак не помогает ему сделать целевую покупку. Вот почему этот способ не будет эффективен в магазинах сегментов «средне-низкий» или «эконом», в которые люди приходят за удовлетворением конкретной потребности, а не «за хорошим настроением».

При расстановке обуви по коллекциям следует учесть, что аксессуары должны полностью совпадать по цвету и стилю с обувью, рядом с которой они поставлены. В противном случае это будет уже не коллекция, и смысл такой группировки товаров полностью исчезает. Кроме того, не стоит злоупотреблять количеством сумок, иначе обувь просто потеряется на фоне этих более крупных аксессуаров.

Расстановка обуви по категориям — лучший способ удовлетворить конкретное желание клиента, ведь товарная категория — это то, за чем покупатель пришел в магазин. Например, покупатель может искать «туфли на каблуке для выпускного», «балетки для комплекта с джинсами», «ботильоны как в журнале», «демисезонные сапоги на замену старым, которые промокают» или «обувь ребенку для школы». Все это — конкретно сформулированные желания покупателя, которые должен удовлетворить продавец. И расстановка обуви по категориям — лучший помощник в этом деле.

Чтобы применить выкладку по категориям, необходимо определить, на какие товарные категории делится ваш ассортимент. В магазинах с широким ассортиментом это деление может быть весьма подробным, например, выделяются не просто «туфли», а «туфли на шпильке», «туфли на танкетке» и «туфли на низком каблуке». В магазинах с более узким ассортиментом достаточно разделить товар на категории «сапоги», «туфли», «спортивная обувь» и другие.

Товары из более востребованных категорий поместите на лучшие места, туда же отправляйте модели, которые только что введены в ассортимент. Это позволит вам увидеть, как реагируют покупатели на новинку. В раскладке товаров по категориям приветствуется также использование методов кросс-мерчандайзинга, то есть дополнение обуви на полках сумками и аксессуарами.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что от грамотной выкладки товара в зале зависят продажи. И если ваши продажи кажутся вам недостаточно высокими, возможно, поможет небольшая перестановка. Эксперт и…

www.shoes-report.ru

визуальный мерчендайзинг: МЕРЧЕНДАЙЗИНГ ОБУВИ - как расставить?

Полная версия статьи - журнал Shoes Report № 106 (печатный вариант) - см. ПУБЛИКАЦИИ

Говоря о мерчендайзинге  обувных магазинов, первый вопрос, который возникает у продавца:

 как расставить обувь, по какому принципу?  

В этой статье мы разберем основные способы расстановки обуви в торговом зале, их преимущества и недостатки. Сразу хочу оговориться, эти варианты применимы к магазинам, чье ценовое позиционирование - средний и эконом сегмент, продажа люксовой обуви в этом материале не рассматривается. Эта статья также не касается противопоставления "весь сток в зале - выносим размер со склада" - это, на наш взгляд, тема для отдельного поста, который, возможно будет написан в будущем.

Основные способы расстановки обуви:

  1. по маркам
  2. по  размерам
  3. по "коллекциям"
  4. по категориям
1. Расстановка "по маркам" часто представляется правильной продавцам обуви среднего ценового сегмента. Им кажется, что уж  "их марки" все знают хорошо, но такой подход ошибочен. Обувные бренды, известные массовому российскому покупателю, можно пересчитать по пальцам (спортивную обувь не считаем) - Salamandra, Gabor, Ecco, Timberland,  ну и еще несколько марок, локально созданных для российского рынка типа Ralf Ringer или Carnaby.  Но эти марки чаще продаются в монобрендовых магазинах, собственных или по франшизе, название марки совпадает с названием магазина. Если в Вашем ассортименте есть одна марка такого уровня узнаваемости,  и Вы уверены, что покупатель на нее среагирует, можно выделить ее в отдельный марочный корнер, оформив соответствующими POS-материалами бренда. Оборудование для такого корнера может отличаться от основного оборудования магазина, дополнительно выделяя зону на общем фоне, создавая shop-in-shop.  Большинство же марок среднего и эконом сегментов известно только закупщикам и менеджменту обувных компаний-ритейлеров, поэтому магазин не выиграет в продажах от такой выкладки - покупатель просто проигнорирует вашу концепцию,у и его действия по поиску товара будут хаотичными.
Интересно оформленный "банками с краской" корнер UGG в Selfrigies, Лондон
2. Для магазинов эконом формата может использоваться выкладка обуви по размерам (так делали когда-то при социализме). Для этого нужен торговый зал большей площади. Расстановка обуви по размерам используется в дискаунтерах, когда магазин торгует остатками, неполными размерными сетками. С одной стороны продавец таким образом маскирует нехватку размеров, с другой стороны, это удобно для покупателя, который сразу направляется к оборудованию с его размером, ему не требуется помощь продавца для поиска размера на складе. При планировке магазина такого формата важно, чтобы навигация с размерами была хорошо видна от входа. Недостаток этого способа - покупатель точно должен знать, обувь какого размера ему подойдет, если размер "плавает", ему придется ходить между двумя стойками с разными размерами, а нужного артикула в нужном размере может и не быть. Ну и, конечно, размер торгового зала предполагает большую арендную плату.3. Понятие "коллекция" в сфере продажи обуви весьма условно с точки зрения покупателя. Для визуального мерчендайзинга, коллекция - набор моделей в одной цветовой гамме, которые могут комплектоваться в ансамбль, могут быть одеты вместе.  Обувной магазин продает такой ассортимент, который не комбинируется друг с другом в комплект. Покупатель не может одеть на одну ногу туфли на шпильке, а на другую - балетки. Коллекция в обувном магазине подразумевает набор артикулов (фасонов), объединенных лишь цветовой гаммой.  Такая выкладка, возможно, помогает покупателю двинуться в торговом зале в сторону нужного цвета, но не фасона. Коллекцией в обувном магазине можно назвать комплекты с дополнительным ассортиментом - сумками, шарфами и т.д. Если продажи сумок и аксессуаров в Вашем магазине составляют значительную долю, можно использовать такой вид выкладки. Обычно это характерно для магазинов среднего или, скорее,  среднего+ сегмента, где покупатель достаточно состоятелен, чтобы заплатить и за пару обуви, и за сумку. Сумки должны "один в один" подходить по цвету и  оформлению к обуви, иначе это будет уже не коллекция. перегибать с количеством сумок не стоит, иначе обувь визуально "растворяется". 4. Решая о том какой способ расстановки выбрать, подумайте о своем покупателе - как он видит товар, с какой целью приходит в магазин? Задача Продавца - удовлетворить эту потребность.

Например, покупатель ищет:- туфли на каблуке на выпускной- балетки для комплекта с лиггинсами- ботильоны- хит этого сезона, как в журнале- демисезонные сапоги, потому что старые промокают- обувь в школу для ребенка, у которого за лето изменился размер

Лучший способ удовлетворить такое конкретно сформулированное покупателем желание - расположить обувь по категориям. Что такое категория? "Товарная категория - это то, за каким товаром покупатель идет в магазин" (С.Сысоева, Е.Бузукова,Управление ассортиментом в рознице, 2010).Для применения такой выкладки необходимо определить, на какие категории делится Ваш ассортимент, например: балетки, туфли на низком каблуке, туфли с каблуком "бутылочка", туфли на "шпильке",  классически демисезонные сапоги, замшевые экологические  т.д.  Более востребованные категории размещаем на лучшие места, плохо продающиеся - на второстепенные. Если вы вводите какие-то новые модели, привлеките к ним внимание, расположите на лучшем месте и понаблюдайте, есть ли отклик. Использование кросс-мерчендайзинга - сумки, аксессуары - также приветствуется.

Dorothy Perkins
Подробно о мерчендайзинге обуви, способах привлечения внимания покупателя к отдельным моделям и группам ассортимента, о том, как максимально эффективно организовать распродажу я рассказываю на тренинге "Мерчендайзинг обуви", который организуется по запросу для корпоративных и индивидуальных клиентов. В комплект учебных материалов, которые получают слушатели, входи уникальная коллекция фотографий выкладки обуви и обувных витрин известных обувных марок.

www.visual-merch.com

Основные принципы мерчандайзинга обуви

Смагулова Ж.Б.

Основные принципы мерчандайзинга обуви

Мерчандайзинг - комплекс мероприятий в магазинах, направленных на привлечение внимания покупателей к товару или группе товаров.

Если первоначально мерчандайзинг наиболее серьезно использовался в продуктовых магазинах, то сегодня к нему активно прибегают и промтоварные торговые предприятия.  

Обувной мерчендайзинг предполагает структуризацию размещения обуви в магазине по стилю / функциональности (спортивная, casual, офисная, пляжная, домашняя и т.п.), по цвету, по цене, по маркам, по размеру, не говоря уже о разделении обуви на мужскую, женскую и детскую. Отдельно, вне зависимости от выбранной классификации обуви, принято выделять новую коллекцию.

Выкладка обуви по маркам, с одной стороны, помогает людям, которые уже нашли «свою» марку обуви, сориентироваться в магазине; а с другой – сдерживает интерес покупателей к другим маркам: если человек уже выбрал обувь той марки, что покупает обычно, то зачем ему смотреть на что-то другое? Чтобы избежать такой проблемы, в обувных магазинах принято в разное время продажи коллекции комбинировать разные типы выкладки.

Выкладка по цвету особенно актуальна для тех торговых предприятий, где в одном торговом зале продается и одежда, и обувь: это помогает покупателям подобрать обувь к одежде и наоборот. Однако все чаще такой подход используют и в обувных магазинах – по аналогии с зарубежными торговыми предприятиями.

Обувной ряд должен открываться светлой обувью, а заканчиваться темной, следующий ряд – начинаться темной, а заканчиваться светлой обувью. Многое зависит от освещенности – там, где больше света, должна быть более темная обувь, и наоборот

Выкладку по цене имеет смысл комбинировать с другими вариантами представления обуви в период распродаж, сезонных скидок. И, наконец, все направления можно комбинировать или чередовать в зависимости от сезона, от коллекции. Даже при наличии в магазине разных отделов (мужская, женская, детская обувь) в каждом из них можно использовать разный принцип выкладки.

При ассортиментной коллекции класса бридж (средний ценовой уровень) необходима трехуровневая презентация обуви. Верхний уровень торговых полок заполняется особо модными моделями, продающихся по достаточно высокой цене, со средне-высоким и высоким каблуком. Эти полки «предназначены» для покупателей, которые хорошо осведомлены о последних модных тенденциях, уверены в себе и хотят это продемонстрировать окружающим. Средний уровень торговых полок принято называть «золотой полкой». «Здесь мы выкладываем самый коммерчески успешный товар. О психографическом портрете потребителя можно сказать следующее: он ориентируется на свое окружение, готов платить за удобство, стиль, следит за модой и предпочитает среднюю высоту каблука

На нижний уровень торговых полок обычно выставляется удобная обувь на низком каблуке или без каблука. Такая обувь важна для покупателя, привыкшего к комфорту, универсальности, консервативности.

Выкладка обуви, вне зависимости от выбранного принципа, должна меняться не реже 1 раза в две недели. Периодичность изменения выкладки зависит от следующих факторов:

· Особенности расположения магазина: активная пешеходная зона или проезжая часть, центр города или «спальный район», «транзитный» покупатель или постоянный, наличие уличной витрины и т.п. Понятно, что в спальном районе, при большом количестве постоянных посетителей выкладку надо менять чаще;

· Насколько часто поставляются новые коллекции. В связи с тем, что новым коллекциям традиционно отдается лучшее место в магазине и остальной товар вынужден «потесниться», при частых поставках и выкладка меняется чаще. Но и в промежутках между поставками необходимо создать иллюзию появления новых моделей: следует перемещать обувь в торговом зале, чтобы все модели оказались на лучшем месте и смогли заинтересовать покупателя. Более того, модели, которые являются топовыми на данный момент, выявляются постепенно, при заказе коллекции мы не можем гарантировать, что она произведет фурор, поэтому при определении на основе продаж уверенных лидеров коллекции, выкладка в магазине также меняется;

· Погода заметно влияет на выкладку весной и осенью, когда резко меняется температура, выпадают осадки;

· Насколько распроданы коммерческие модели, насколько полно представлен размерный ряд. Если в размерном ряду есть значительные бреши, то потребитель начинает скучать в торговом зале: в этом случае выкладку следует пересмотреть немедленно. Иногда, чтобы оживить торговый зал, достаточно поменять цветовой акцент.

Если магазин ориентирован преимущественно на молодёжь, яркие и недорогие образцы следует помещать на видное место. Молодым людям нравится яркое оформление торгового зала, звучание современной музики, акцент на знаменитые в молодёжных кругах бренды. Желательно, чтобы в магазине работали молодые и общительные продавцы и продавщицы Для покупателей среднего возраста нужно делать акцент на модели среднего же ценового сегмента, это должны быть современные, но спокойные, не экстремальные образцы. Покупатели среднего возраста обращают внимание на оформление магазина, оно не должно быть дешёвым. Их прежде всего интересует информация, поэтому ценники должны быть подробными, а продавцы квалифицированными. Людей, которым за сорок, интересуют дорогие модели премиум-класса. Того же класса должна быть и отделка магазина, и уровень продавцов. Образцы должны быть солидными, тяготеть к классике. Желательно, чтобы в магазине не было суеты и скопления людей, очередей.

Таким образом, мы можем объединить советы по мерчандайзингу обуви в нижеследующее:

1. Очень важна чистота магазина, поэтому полки, а также обувь на этих полках не должны быть пыльными.

2. Обувь лучше всего расставлять по группам: мужская и женская, классическая и спортивная, в зависимости от сезонности, акционные предложения и т.д

3. Товар, выставленный на полках, не должен выстраиваться в одну прямую линию по вертикали.

4. Более дорогую обувь лучше всего выставлять на уровне глаз покупателя и в центре полки. Обувь подешевле можно разместить на полках ниже.

5. В выставлении обуви надо учитывать так называемый принцип треугольника. Возьмем, для примера, две полки -одну под другой. На вышестоящей полке находятся две пары обуви. Это два угла треугольника. Третий, нижний угол треугольника должен располагаться на нижестоящей полке. Третий нижний угол - это другой бренд, который для магазина важнее первых двух.

6. В выкладке обуви цвет должен быть либо последовательным (то есть соблюдаться определенный ритм, например от светлых тонов к темным или от холодных оттенков к теплым), либо этот ритм надо перебивать яркими пятнами. Яркая обувь сама по себе привлекает внимание, поэтому ее можно разместить на нижних полках, либо в начале любой другой полки.

7. Перед каждым выставлением обуви необходимо определить, где вы хотите сделать основной акцент. Акцент -это фокусная (фокальная) точка, часть выставки или композиции, которая крайне важна для магазина. Эта точка наиболее заметна в магазине и больше всего притягивает взгляд покупателя.

8. Стойки и аксессуары не должны отвлекать внимание потребителя от главного объекта. Поэтому полки под обувь рекомендуется делать из матового стекла с местной подсветкой, желательно снизу полки.

9. Обувь среднего ценового сегмента может располагаться на полках плотнее друг к другу. Обувь более высокого ценового сегмента должна располагаться свободнее.

10. Для акцентирования внимания и лучшей ориентированности покупателя рекомендуется использовать POS-материалы – т.е. материалы, которые позволяют выделять товарные зоны, акционный товар, новый товар и т.д. Это могут быть плакаты, вывески, рамочки, вобблеры и др.

11. Рекомендуется выставлять нечетное количество товара на полке.

Частые ошибки ассортимента: 1) Небольшой ассортимент как в плане количества моделей, так и в плане размеров; 2) Отсутствие обуви на маленькую и узкую, либо наоборот, большую и широкую стопу, обуви для проблемных и больных ног;

3) Часто наблюдаемая ошибка, особенно в недорогих обувных бутиках – монотонность, которая просто «убивает» этот товар, т.к. не дает покупателю увидеть отдельные модели и получить полное представление об ассортименте.

Существует несколько способов избежать монотонности.

Первый способ: группировать товар, и пространственно выделить каждую группу.

Второй способ. Использовать эффект LIM («Less is more» - «меньше – значит больше»). Его открыл немецкий психофизиолог Арнд Трайндл, автор книги «Нейромаркетинг». Суть сводится к следующему: часто, стремясь представить весь ассортимент, продавцы пытаются выставить на полку максимум имеющегося товара. Этот прием хорошо работает там, где есть большой поток покупателей, а ценовой сегмент средний или невысокий – в супер- и гипер-маркетах (кто-нибудь что-нибудь да возьмет). В fashion бизнесе, напротив – такое расположение «убивает» товар. Это связано с тем, что когда товар представляется сплошной массой, покупателю трудно выделить для себя что-то конкретное.

В основе эффекта LIM – особенности функционирования психики человека. Дело в том, что наше внимание способно удержать одновременно 7 плюс-минус две единицы информации. То есть если на полке представлены 5-7 моделей, покупатель заметит их все. Если 8-9, то возможно да, а возможно уже и не в полном объеме (в зависимости от тренированности внимания и памяти). А вот уже из 10-11 - ему надо выделять те самые 5-7, которые он способен охватить вниманием. Внимание при этом рассеивается, а психика быстро утомляется, в результате человеку хочется побыстрее покинуть магазин.

Литература:

1.http://www.retail-tech.ru/fashion/articles/1704/28592/

Путешествие обуви по торговому залу... Мацкивская Ю. Сентябрь 2005 года

2.http://www.pos-material.ru/index.php?act=cat&right=3&n=1

Обувной мерчендайзинг . 14 июля 2008 года

3.Мерчандайзинг обуви. Олещенко Ю.В Журнал "Товарный рынок" Январь-февраль 2012 г

4.Искусство торговать или секреты мерчандайзинга Семин О.А. – Дело и Сервис, 2006

5.Федько В.П., Бондаренко А.В. Мерчандайзинг и сэмплинг. – Москва – Ростов-на-Дону, 2006

be5.biz

Кросс мерчандайзинг

Кросс мерчандайзинг – это один из способов увеличения продаж в магазине. Этот способ хорош тем что он не требует никаких материальных затрат со стороны магазина. Суть кросс мерчандайзинга сводится к увеличению среднего чека за счет продажи комплектов, готовых решений и до продажи сопутствующего товара к основному.

Что такое кросс мерчандайзинг

Кросс мерчандайзинг – это способ увеличения кросс продаж, за счет расстановки товара и оформления магазина. Этот инструмент применяется в розничной торговле в магазинах полного и частичного самообслуживания. Применение кросс мерчандайзинга увеличивает такие показатели как: количество товаров в чеке, средний чек и как следствие товарооборот.

Когда покупатель заходит в магазин, он хочет удовлетворить какую либо потребность, и он знает, какой товар ему необходим для этого. Но в процессе удовлетворения могут появиться новые потребности или для полного удовлетворения одного товара недостаточно. Задача кросс мерчандайзинга, вспомнить о том, что ему нужно помимо приобретаемого товара. Работает это следующим образом: приходите вы в магазин за пивом, так как вечером планируете смотреть футбол, и в отделе алкоголя находите чипсы, сухарики и рыбу, вспоминаете, что неплохо было бы взять и закуску.

Методы кросс мерчандайзинга

Есть несколько способов увеличения кросс продаж за счет правильного мерчандайзинга. Прежде всего, важно усвоить два определения, что такое основной товар и что такое сопутствующий. Основной товар – это то, за чем пришёл клиент в магазин, его можно назвать трафикообразующим. Основной товар часто рекламируется его задача привлечь как можно больше клиентов в магазин, часто основной товар не приносит существенной прибыли магазину, например, многие торговые сети предлагают внести деньги на счет телефона или погасить кредит без комиссии это как раз один из способов привлечь трафик основным товаром. Хороший пример основного товара – сигареты, люди за ними ходят постоянно магазин с продаж сигарет зарабатывает не много, но к сигаретам люди часто покупают зажигалки, жвачки и напитки, а с них торговая организация имеет доход.

Сопутствующий товар – это тот товар, который можно продать к основному. Большая часть сопутствующего товара это аксессуары, хотя бывает, что сопутствующий товар стоит дороже основного, например: к хлебу можно продать масло, шоколадный крем, сгущёнку. Эти сопутствующие товары дороже основного

Прежде чем заниматься оформлением магазина исходя из методов кросс мерчандайзинга, сделайте так называемые «связки товаров». Это список основного товара и того что можно к нему предложить.

  1. Выкладка сопутствующего товара в ряду основного. Это самое простое, покупатель при выборе основного товара из ассортимента, должен видеть сопутствующий товар.
  2. Метр аксессуаров в конце стеллажа, по пути следования покупателя. Когда клиент взял нужный товар и направился к кассе для оплаты, в конце стеллажа он должен видеть метр аксессуаров.
  3. Выделение под сопутствующий товар отдельной полки сверху основного товара. Такое расположение часто используется при продаже продуктов из холодильника расположенного внизу. Например: над шашлыком, идёт ряд с кетчупом и майонезом.
  4. Корзины или горки с сопутствующем товаром посреди отдела с основным. Поставьте посреди отдела с телевизорами, корзину с салфетками для ухода за экраном. Эти своеобразные преграды для клиента хорошо привлекают внимание, и если там лежит подходящий товар, то он хорошо продаётся.
  5. Создание комплектов и готовых решений. Комплекты создаются из двух товаров, на них ставиться один ценник, при этом можно указать что: покупая товары вместе, вы получаете скидку. Комплекты выставляются в проходимых местах.
  6. Размещение в основном ряду POS материалов. Это своеобразные напоминания для покупателя о том что нужно купить для полноценного использования приобретаемого товара.

Контроль кросс мерчандайзинга

Организовать кросс мерчандайзинг один раз недостаточно, его нужно постоянно поддерживать и улучшать. При этом вы должны исходить из эффективности текущей расстановки и из сезонности. Ваша задача постоянно снимать продажи за неделю по нужным позициям и смотреть насколько результативно расположен товар.

Так если вы поставили определенный сопутствующий товар к основному, и это не повысило его продажи за неделю, то есть имеет смысл пересмотреть концепцию. У многих товаров есть сезонность и её стоит учитывать, поэтому постоянно следите за позициями сопутствующего товара, и если нет продаж, меняйте подход.

worldsellers.ru

Мерчандайзинг. Правильная выкладка товара

Мерчандайзинг (мерчендайзинг) - это часть процесса маркетинга,  определяющая методику успешности продажи товара в магазине: оформление торговых прилавков, витрин, размещение самого товара в торговом зале, представление сведений о товаре.

   

Грамотная выкладка товаров в магазине позволяет эффективно использовать торговую площадь и увеличить продажи.

  

Зная это, многие производители даже нанимают специальных людей - мерчендайзеров, которые отвечают за размещение товара в магазинах на выгодных местах, поддержанием идеального порядка на полках и т.д.

  

  

Существуют основные правила выкладки товара на полках:

  

1. Размещайте ассортимент рядом друг с другом. Товар одной товарной группы не может находиться в разных местах зала.

  

2. Границы категорий товаров должны быть четко обозначены. Выкладка товара должна быть строго по ассортименту, без перемешивания.

  

3. Вся продукция одной торговой марки, относящаяся к одной товарной категории, должна быть выложена единым блоком, не разъединяясь товаром конкурентов. Причем вертикальные блоки лучше, чем горизонтальные.

  

4. Чтобы покупатель не спутал марки, упаковки одинакового цвета разных марок не должны стоять рядом.

  

5. Можно сочетать блоки из товаров различных цветов, вызывающие приятные ассоциации у покупателей. Например, блоки розового и белого цветов в отделе постельных принадлежностей.

  

6. Выкладка, занимающая менее 40 см на полке стеллажа, неэффективна. Оптимально 50 - 190 см.

  

7. Покупатель должен иметь возможность свободно взять товар и столь же свободно поставить его на место, не боясь при этом что-нибудь уронить. Именно поэтому не стоит тратить силы на строительство красивой большой горки.

  

8. В торговом зале не должно быть пустых полок. Нигде.

  

9. Товары с высокой скоростью реализации (или рекламируемые в данный момент) должны занимать большую площадь, нежели медленно реализуемые товары.

  

10. Товары импульсивного спроса размещаются вокруг товаров с высоким уровнем спроса.

  

11. Наиболее удачны товарные полки, находящиеся на уровне глаз или на уровне руки покупателя.

  

По данным французских исследователей, при перестановке товара от уровня пола до уровня глаз продажи увеличиваются на 78%. А от уровня рук на уровень глаз - на 63%.

  

12. На самой полке наиболее эффективным считается размещение товара посредине либо на краю полки, в зависимости от типа магазина и самого товара.

  

13. Т.к. взгляд человека легче переходит слева направо и сверху вниз, как при чтении, соответственно продукция большого объема, цена которой, естественно, более выгодна, должна размещаться справа от такой же продукции меньшего объема.

  

14. На самых нижних полках должны размещаться товары, которые покупаются, как правило, осознанно, например, 5 литровые бочки пива.

  

15. Для каждой категории товаров существуют свои особенные требования к выкладке.

           

Например, сковородки Tefal должны висеть дном к покупателю, т.к. только с этой стороны становится очевидным технологическое различие между различными моделями.

    

Упаковки йогуртов лучше видны сверху, поэтому их следует располагать на нижних полках стеллажей. Там же должна находиться продукция для детей.

  

16. Покупатель должен иметь возможность четко идентифицировать предлагаемый ему товар и однозначно определить его цену. Нужно быть аккуратными с ценниками на одинаковые товары. Если покупатель не увидит цены, он просто не возьмет товар с полки.

  

17. Если товар на полке из разных поставок с разными датами производства, то ближе к покупателю должен располагаться товар, у которого срок реализации ближе к завершению. Такой принцип помогает избежать остатков просроченных товаров.

  

18. Для привлечения внимания к товару используются рекламные материалы (POS-материалы):

       стикеры - самоклеящиеся рекламные листовки;

  шелфтокер - картонная полоса, которая крепится на торец полки, чтобы отделить товары одной торговой марки от других;

  диспенсер - лоток для листовок для распространения информации о товаре-новинке;

   воблер - небольшой рекламный указатель на пластиковой гибкой ножке на полке или стеллаже, на котором изображается логотип или рисунок с надписью. Применяется для выделения границ выкладки товара конкретного производителя, торговой марки, а также привлечения внимания к новому товару;

  баннер - вертикальная или горизонтальная перетяжка большого размера над точкой продажи;

  мобайл - подвесная конструкция, фигурный плакат на жесткой основе или объемное изображение товара. Крепится, как правило, к потолку. Служит для указания места выкладки товара;

  муляж - увеличенная копия упаковки товара, крепится к потолку или устанавливается на верхней полке стеллажа;

  плакаты или постеры формата A3 или А2 - используются для оформления задних стен отделов, делают акцент на определенной торговой марке или виде товара;

  спец. ценники - яркого цвета с указанием цены в период распродажи.      

19. Смайлик на ценнике повышает привлекательность товара на 20%, в то время, как зачеркнутая цена только на 4%.

  

20. Активность покупателей повышают и изображения, создающие хорошее фоновое настроение. Они увеличивают привлекательность товара на 16%.

  

21. Никогда нельзя забывать о правиле чистоты и аккуратности. Необходимо, чтобы внутри зала соблюдался порядок, торговое оборудование и рекламные материалы находились в целости и сохранности. Не должно быть оборудования, в котором недопустимо хранить данные виды продукции.

  

  

    

 

    

xn--5-itb3ahjp.xn--p1ai

15 советов по увеличению товарооборота в 1,5 раза

Искушение, желание, страсть и просто милая романтика - вот что заставляет нас всех положить товар в корзину. Спрос и предложение - это теория на бумаге, и лишь только роман со своим покупателем способен принести вам не просто высокий уровень продаж, а взаимное чувство любви и преданности.

Как завоевать своего покупателя, добиться его внимания и предложить ему больше, чем он сам от вас ожидал? Мерчандайзинг - вот источник не только правил заманчивого представления товаров на полках вашего магазина, но еще идей, вдохновений, трюков и секретов, которые способны повысить уровень продаж и прибыли вдвое.

В этой статье мы решили собрать для вас не только известные секреты выкладки товаров, но и несколько хитрых уловок, способных наполнить покупательскую корзину товарами доверху.

Купить нельзя пройти мимо

Сотни товарных позиций, десятки категорий, производителей, сортов и видов... Как во всем этом многообразии не только провести покупателя по магазину интуитивно понятным маршрутом, но и максимально облегчить выбор и поиск товаров?

От качества  и организации выкладки товаров на полках магазина напрямую зависит товарооборот. Придерживаясь несложных базовых правил, можно значительно увеличить количество денежных купюр, которые покупатели захотят оставить в кассе вашего магазина. Самое главное в этом деле - логика и последовательность, наличие которых позволит покупателю не утонуть в море ассортимента.

Поэтому для начала стоит выбрать свойство, по которому товары будут сортироваться в любом отделе и на любой полке: это может быть цена, производитель или какое-то другое свойство товара. Главное, чтобы этот принцип был понятным и единым.

Совет №1. Чтобы товар был куплен - он должен быть доступен. 

Те полки, которые находятся на уровне глаз покупателя (110 см от пола ±20 см) всегда будут самыми продающими, ниже и выше - уже недоступная для простой покупки зона. Поэтому основную массу товара рекомендуем размещать на средних полках, а нижние использовать для хранения или размещения крупногабаритного товара.

Кстати, если товар находится на уровне вытянутой руки от покупателя - то вероятность его покупки тоже велика, поэтому верхние полки рекомендуется использовать для товаров, которые можно, например, повесить так, чтобы их нижний конец оставался на уровне глаз покупателя, что особенно актуально для магазинов одежды.

Совет №2. Лучшим продажам - лучшее место.

АВС-анализ занимает в мерчандайзинге одно из важнейших мест, без него не обойтись даже в маленьком магазине. Анализ продаж, оборота и категорий поможет вам использовать торговую площадь самым эффективным способом. 

Какими правилами стоит воспользоваться:

  • самый продаваемый товар должен занимать самое лучшее место в вашем магазине. "Золотая полка" позволит продать вам еще больше;
  • чем большую часть от оборота занимает товар, тем большую торговую площадь он должен занимать в магазине: приносит 15% от общей прибыли, значит и занимает 15% от торговой площади.

Совет №3. Цена - к цене, товар - к товару. 

Еще раз напомним, что самое главное в выкладке - это логика и последовательность. Только так покупателю не составит труда найти желаемое. Поэтому помните, что все товары одной группы должны находиться в одном месте. Исключением может быть только какая-то акция или дисплейная выкладка.

Есть и еще одна тонкость: обязательно соблюдайте ценовую категорию товаров в выкладке. Дешевое - к дешевому, дорогое - к дорогому. Путаница снизит продажи как бюджетной категории товаров, так и люксовой.

Совет №4. Реклама должна продавать, а не закрывать. 

Вам может показаться банальной эта рекомендация, но мы все-таки не обойдем ее стороной. Размещение рекламной информации рядом с товарной выкладкой несомненно помогает продать, подтвердить правильность выбора, проинформировать о достоинствах товара. Но реклама не должна закрывать товар, правило face-to-face непреклонно: товар всегда должен быть расположен лицом к покупателю, иначе его никто не купит.

Продажные "фишки" восприятия

Мерчандайзинг отнюдь не ограничивается базовыми правилами, в нем всегда остается место для фантазии и воображения в вопросе наведения порядка на полках.

И если использовать в работе особенности нашего предметного восприятия, то можно с легкостью управлять выбором покупателей, побуждая их делать нужный вам выбор. Играйте с вашим покупателем, реализуйте нестандартные идеи, расставляйте акценты и рост прибыли не заставит вас долго ждать!

Работая с выкладкой, стоит помнить, что наше восприятие склонно воспринимать похожие товары, стоящие рядом как единое целое, а внимание привлекает непохожий ни на что рядом предмет. Упорядочивание облегчает восприятие и запоминание предметов, а группы товаров обращают на себя гораздо больше внимания, чем отдельностоящие экземпляры.

Cовет №5. Используйте контрасты - они привлекают внимание. 

Закон фигуры и фона - классика жанра, одно из основных свойств восприятия окружающего мира. Сделайте один товар ярким и заметным с помощью других. Например, такого эффекта помогут добиться цвет или количество товара .Товар с яркой упаковкой определенно имеет все шансы стать "фигурой" на фоне.

Если мыслить шире, то с помощью игры фигуры и фона можно легко привлечь внимание к группе товаров, если

  • разместить рядом упаковки контрастных цветов или форм,
  • поставить в центре группы товар, сама упаковка которого имеет яркие контрастные цвета,
  • расположить товар на контрастном фоне.

Совет №6. Хотите продать - выдвигайте товар вперед! 

Чтобы выделить товар в общем пространстве, оденьте его в воображаемую "оправу" другим товаром, расположите его на более близком к покупателю и свободном пространстве.

Совет №7. Темное - вперед, светлое - назад! 

Не забывайте о том, что покупатель не стоит на месте, а постоянно передвигается по магазину, поэтому товары с упаковками темного цвета должны находиться вначале стеллажей (они сами по себе кажутся меньшими по размеру), а светлые - в конце. Если на витрине располагаются несколько рядов разных товаров, то правило работает также: темное - вперед, светлое - назад.

Ритм на полках - музыка магазина

  

Ритм на полках способен завести и привлечь внимание даже самого уставшего клиента. Именно ритм может придать выкладке статичный или динамичный характер, сделать ее интересной и подогревающей интерес к продукции или, наоборот, монотонной и однообразной. Думайте о вашем покупателе, и вы найдете именно ту мелодию, которая будет играть в унисон с его настроением.

Создать ритм - задача очень интересная. Симметрия придет выкладке статичность, а чередование - динамичность, но это не значит, что они существую отдельно друг от друга. Их вполне можно и нужно совмещать на полках магазина. Например, можно разместить всю товарную группу какой-то одной стороной к покупателю, добавив к этому чередование контрастных блоков разных форм и размеров - и ваша выкладка моментально заиграет, привлечет внимание, вызовет азарт и желание положить товар с полки в корзину. Фантазируйте!  

Совет №8. "Визуальные маячки" разгрузят однотонность продукции.

Эта рекомендация отлично подойдет для магазинов, торгующих множеством однотипных товаров, например, одеждой, нижним бельем. Наше восприятие готово улавливать и запоминать 7±2 предмета в одно время, поэтому позаботьтесь о том, чтобы внимание покупателя постоянно подстегивалось:

  • расставляйте цветовые, световые акценты ввиде товаров контрастной формы или цвета каждые 2-3 метра выкладки,
  • используйте шелфстопперы для разбиения однотонной выкладки на отрезки по 5-7 товарных позиций,
  • не бойтесь смелых решений - пусть полки меняют высоту или даже ориентацию в пространстве.

Если вы готовы принебречь этим советом, будьте готовы к тому, что количество импульсивных покупок будет очень низким, а значит и прибыль будет меньше ожидаемой. Хотите высоких продаж - заигрывайте с покупателем!

Совет №9. Используйте фокусные зоны и точки!

Хотите разгрузить монотонность - берите инициативу в свои руки и направляйте покупателя с помощью фокусных точек и зон. Такими зонами считаются места напотив входа в магазин и цетнральная часть торгового зала, которую можно использоваться для эмоциональных и имиджевых выкладок. Они способны привлечь внимание как к конкретному товару, так и к целой товарной группе, создавая настроение и возбуждая интерес.

Совет №10. Создавайте устойчивые композиции! 

Самая главная задача выкладки товара в любом магазине - это интерес, комфорт и удобство покупателей. Мелодичная музыка радует слух и дарит позитивные эмоции, а что дарит удовольствие в представлении любого товара? Это устойчивые, приятные взгляду композиции - вот взгляните: слева - рисунок с хаотичным расположением товаров, а справа - устойчивая и правильная композиция: мониторы с большой диагональю находятся внизу, с меньшей диагональю - на самом верху, причем важен именно визуальный размер экрана, а не фактический. 

 Это же правило работает и для других категорий товаров: чем крупнее товар, тем ниже он должен располагаться.

Главные правила устойчивости: четкие ряды, ровные вертикальные линии, оптимальное расстояние между товарами и между рядами. Если в вашем магазине расстояние между товарами не больше 1/3 их размера, а расстояние между полками не более 2/3 размера товара - вы справились! Ваша выкладка выглядит насыщенной, интересной и комфортной для покупателя!

Эмоции как способ задеть за живое

В любом бизнесе важно зацепить своего клиента, найти ту струну, задев которую, вы сможете угадать мелодию выбора покупателя. Все, к чему мы стремимся в выкладке товаров - это вызвать отклик, эмоцию и вместе с тем желание купить. Однако и сам по себе эмоциональный фактор может играть ведущую роль в выкладке таких категорий товаров как, например, одежда, обувь, аксессуары или посуда. И для того, чтобы этот фактор сыграл в вашу пользу мерчандайзеру необходимо иметь чувство гармонии и стиля, которые помогут создать законченный продающий образ.

Совет №11. "Total look": усиливайте восприятие целостным образом!

Чтобы усилить воздействие на покупателя используйте стилевые решения, дизайн и декорации. Особенно актуальным этот совет является для магазинов одежды и непродовольственных товаров. Декоративная выкладка посуды (например, обеденный стол, сервированный праздничным сервизом) оказывает очень сильное, стимулирующее покупки влияние на покупателя, а выкладка нарядных сувениров в зале только поддержит это настроение и подтолкнет к принятию решения.

  

Совет №12. Используйте фотографии! Это самые живые декорации.

Ничто не может вызвать больший отклик, чем человеческое лицо, поэтому именно презентации товаров с позитивными сюжетами - лучший мотиватор к покупке. Кроме того, эмоциональные фотографии помогают создать нужный образ товара, привлечь к нему внимание и вызывают непреодолимое желание "счастливой" покупки. Учтите, чем меньше фото - тем меньше от него эффект: лучше использовать пару фотографий размером 1-1,5 метра, чем несколько маленьких. Кстати, такой прием поднимет не только продажи товара, но и посещаемость вашего магазина.

Совет №13. Играйте на интересах.

Запомните: нейтральные, не провоцирующие товарные презентации не интересуют покупателей. И чем выше эмоциональность представления продукции, бренда или конкретного товара, тем больше у вас шансов совершить продажу. Тут стоит вспомнить еще о том, что мужчин и женщин, как правило, цепляют разные темы: мужчин - эротика, агрессия и успех, а женщин - отдых, дети, семья. Играйте на интересах своих покупателей - и вы завоюете их внимание. Некоторые ритейлеры используют даже эпатажные образы в магазинах, но перебарщивать все-таки не стоит, иначе покупатель запомнит только картинку, а не товар или ваш магазин.

Совет №14. Поработайте над ценниками!

Повальным использованием приема зачеркнутой старой цены и написанной красным маркером новой не удивишь уже даже и ребенка, но покупатели до сих пор реагируют на эту "фишку". Это при том, что на ряд товаров предоставить существенную скидку очень сложно - ритейлер будет просто напросто работать "в минус". 

Возьмите на заметку еще одну идею: сделайте ценники эмоциональными и мотивирующими. В этом вам как нельзя лучше помогут смайлики, детские фото, изображения товаров и картинки, изображающие мотивы покупки. Вы увидите: этот прием сработает гораздо лучше перечеркнутой цены, повысит привлекательность товаров и подтолкнет покупателей к выбору.

Совет №15. Игра ароматов: расставляйте акценты!

  

Нет сомнений, что запахи лучше всего помогают поддержать эмоциональный фон обстановки - это работает не только в нашей обычной жизни, но и в мире продаж. Но ароматы можно использовать не только для создания атмосферы, они способны на многое: увеличивают продолжительность пребывания покупателей в магазине, поднимают общий объем продаж и востребованность отдельных товарных категорий. Главное, чтобы аромат был правильно подобран (оттенял товар, соответствовал выбранной позиции и времени года), ведь универсального "денежного" решения не существует. 

Аромамаркетинг сегодня применяют в работе все больше и больше магазинов, используя новые форматы и подходы. Но здесь мы остановимся на лишь основных тенденциях:

  • в продовольственных магазинах самыми привлекательными являются запахи, вызывающие аппетит: кофе, свежая выпечка, корица и ваниль,
  • непродовольственные магазины ароматизировать целиком нет смысла, лучше просто расставить необходимые акценты: цветочные и восточные ароматы подойдут для "чувственной продукции", а мята, базилик и лаванда создадут ощущение комфорта, уюта, свежести и отдыха,
  • подбирайте запах в соответствии с зоной магазина: аромат на входе должен заманивать покупателей, а в кассовой зоне - создавать ощущение спокойствия,
  • дизайн и аромат в магазине должны гармонировать: для светлых интерьеров подойдут легкие цветочные тона, для холодных - запахи цитрусовых или морского бриза, для насыщенных ярких дизайнерских решений - восточные или глубокие цветочные ароматы.

sb-sale.ru


Смотрите также